Жестокое обращение с детьми и его последствия
Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни встречается информация о насилии и жестоком обращении с детьми.
Когда начинают говорить о недопустимости жестокого обращения с ребенком в семье, некоторые родители искренне недоумевают: я же ничего такого не делаю, просто живу, как все, и воспитываю своего ребенка так, как могу и как умею.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. А если учитывать подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки, то практически каждый ребенок сталкивается с проявлениями родительской жестокости.
Выделяют четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают у него серьезные нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. Физическая жестокость – одно из самых распространенных видов насилия над детьми. Телесные наказания, шлепки, пинки, царапины, ожоги, удушения, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня и т.д. – все это становится возможным из-за беспомощности ребенка, его неспособности защитить себя и дать сдачи взрослому.
По данным исследований 52% родителей в России используют физические наказания в процессе воспитания. Страшно то, что родители, которые прибегают к подобным мерам воздействия, зачастую находятся в состоянии аффекта и не могут контролировать свое поведение.
Телесное наказание влечет за собой целый комплекс проблем, которых не избежать в дальнейшей жизни: детскую жестокость, подростковую преступность, сексуальные расстройства и, наконец, насилие в собственной семье.
2. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Неудовлетворение основных потребностей ребенка это:
- отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
- отсутствие внимания и любви к ребенку.
Последствия пренебрежения не всегда заметны на начальном этапе, однако становятся очевидными, когда ребенок взрослеет: они сказываются на его здоровье, интеллектуальном развитии, самооценке, способности общаться и строить взаимоотношения.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – однократное или многократное психическое воздействие на ребенка или его отвержение родителями и другими взрослыми, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психическому насилию относятся:
- угрозы, обвинения в адрес ребенка без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства, открытое неприятие и постоянная критика в оскорбительной форме;
- предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- длительное лишение ребенка любви, заботы и безопасности со стороны родителей;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- преднамеренная физическая изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
- похищение ребенка;
- вовлечение ребенка или его поощрение к асоциальному поведению (алкоголизм, наркомания и др.);
- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Дети, подвергающиеся психическому насилию, отличаются:
- задержкой психического развития;
- невозможностью сконцентрироваться, плохой успеваемостью;
- низкой самооценкой;
- наличием эмоциональных нарушений в виде агрессии, гнева, подавленного состояния;
- избыточной потребностью во внимании;
- неумением общаться со сверстниками;
- лживостью, склонностью к воровству;
- имеют нервно-психические и психосоматические заболевания (неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, кожные заболевания, астма и т.д.).
4. Сексуальное насилие над детьми – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми.
По статистике в 80 % случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственником или знакомым, которому он доверяет. Каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет.
Дети, подвергающиеся сексуальному насилию, подвержены ночным кошмарам, страхам. Для них характерно регрессивное поведение (поступки, подходящие для более младшего возраста), знания о сексуальном поведении, несвойственном возрасту, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация.
Конвенция ООН признает первостепенную роль родителей в воспитании ребенка. Для ребенка родители – самые значимые учителя, образец для подражания и советчики. Но родители – не собственники детей, никто не может обладать правом собственности на другого человека. Ребенок является полноправной личностью, несмотря на свой возраст и зависимость от взрослого, и имеет право на защиту от всех форм насилия и жестокости.
Берегите своих детей!
(В статье использованы материалы: «Право на любовь и защиту». — Красноярск, 2011; «Право на помощь и защиту» - Красноярск, 2011.)