Теоретический семинар
«Развитие словаря дошкольника».
Цель: систематизировать знания педагогов о развитии словаря детей дошкольного возраста.
Теоретическая часть.
Сегодня мы с вами поговорим о второй задаче развития речи – развитие словаря дошкольника.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить:
- его значение (или заключенный в нем смысл);
- звуковой состав (звуковое оформление);
- морфологическую структуру.
Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.
Говоря о словарной работе, нельзя не сказать об активном и пассивном словаре.
Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу, о которой мы поговорим чуть позже.
Осуществляя словарную работу, воспитатели должны придерживаться следующих принципов:
1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2)формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3)все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Каковы же задачи словарной работы в детском саду?
1.Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее не известных детям слов. Причем установлено, что ежедневно ребенок должен прибавлять к своему словарю 4-6 слов.
2.Уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
4.Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Рассмотрим подробнее каждую из этих задач.
1.Обогащение словаря.
Осуществлять эту задачу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.
Основную часть лексики составляют существительные, прилагательные, глаголы, числительные и наречия. Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.
В ст. и подг. группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями. Дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, травушка, родимая, детушки).
Дошкольников, особенно в старшем возрасте, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать, запоминать и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные им выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки.
2.Вторая задача словарной работы – закрепление и уточнение словаря – понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
В специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные – обувь, транспорт, и др., отвлеченные существительные – красота, тишина, чистота и т.п., числительные, относительные прилагательные – городской, пассажирский, железный и т.д., а также слова, сложные в звуковом отношении (тротуар, экскаваторщик). В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия.
Также необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка – принадлежность для письма, ручка – фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
3.Следующая задача – активизация словаря. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Активизация словаря – увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых понимается ребенком.
К. Д. Ушинский так писал об этой задаче: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важных условий развития дара слова».
4.Четвертой, своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, прется и т.п.). В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам (да и в школьном возрасте) также приходится сталкиваться с этим явлением.
Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы.
Практическая часть.
Педагоги делятся на 4 группы по возрастам воспитанников, с которыми они работают в данный момент (1 и 2 мл. группы, ср. группы, ст. группы, подг. группы). Практическое задание: педагоги должны посовещаться 10 минут и приготовить от группы сообщение: каким образом простроена работа по развитию словаря у дошкольников в каждой возрастной группе. В своих сообщениях желательно использовать практический материал. Через 10 минут по одному представителю от каждой группы рассказывают о работе по развитию словаря дошкольников. Остальные члены группы дополняют выступающего.
![](http://ulibka.ucoz.com/bordjur.gif)
|