Восстановление традиционной духовности и нравственности должно стать приоритетной задачей всего нашего государства, общества, его институтов, народа и каждого человека. Решению задач духовно-нравственного воспитания на основе культурных традиций способствуют постановления Правительства РФ и приказы Минобрнауки РФ. В первую очередь следует назвать Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года. Среди важнейших задач воспитания – формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В Концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям и о значении личности культуры для духовно-нравственного и патриотического развития.
Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребёнка может быть сформировано чувство патриотизма как одного из направлений духовно-нравственного развития.
В связи с этим в нашем ДОУ в 2007-2010 г.г. работала творческая группа по введению национально-регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников, которой я руководила. Творческая группа поставила перед собой цель: создание условий для формирования представлений у детей о малой родине через организованные виды деятельности. Творческая группа разработала календарно-тематическое планирование, конспекты занятий и развивающие игры по НРК.
Отталкиваясь от результатов работы творческой группы, я разработала дополнительную образовательную программу кружка «Краевечок», руководителем которой являюсь.
Цель программы: формирование у детей представлений о малой родине.
Задачи:
- формировать у детей представления о родном городе и крае через организацию различных видов деятельности;
- развивать творческий потенциал дошкольников на основе знаний и представлений о природе, культуре и искусстве края;
- формировать толерантное отношение к народам, проживающим в крае;
- воспитывать любовь и интерес к малой родине;
- развивать у детей речь, память.
Учебный план.
Таблица 1.
год обучения
|
количество занятий
|
продолжительность
|
количество
детей в группе
|
2011-2012
|
в месяц
|
в год
|
25 минут
|
12
|
Октябрь - 4
Ноябрь - 5
Декабрь – 3
Январь - 2
Февраль - 5
Март - 4
Апрель - 4
Май - 2
|
29
|
Программа и планирование составлены на один год. Кружок посещают дети старшего дошкольного возраста. С октября 2011 г. до января 2012 г. дошкольники знакомятся с родным городом, с февраля 2012 г. до мая 2012 г. дети знакомятся с родным краем.
Формирование у детей представлений о малой родине происходит в организованных видах деятельности (беседы, игры, художественное творчество, составление рассказов).
В образовательной деятельности использую наглядный материал:
- фотографии с видами и достопримечательностями города и края;
- фотографии известных людей города и края (спортсменов, художников, писателей, музыкантов);
- план-схему города, карту Красноярского края;
- работы местных художников;
- книги о городе и крае и др.
Заканчиваются занятия рефлексией, позволяющей увидеть продвижение каждого ребёнка в усвоении материалов о малой родине.
Большую роль имеет дидактический материал, в подборе которого использую следующие принципы:
- отбор тематики, наиболее актуальной для детей;
- непрерывность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку;
- максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Методы и приёмы.
- Словесные (рассказы, беседы, художественное слово, вопросы (репродуктивные и проблемные), повторение, пояснение, объяснение);
- практические (игровые упражнения, дидактические и творческие игры);
- наглядные (иллюстративный материал, наблюдение, рассматривание);
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуаций занимательности, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, поощрения, предъявление требований).
Общий план занятий:
- Подготовка к занятию;
- Повторение пройденного материала;
- Введение в новую тему;
- Новая тема;
- Рефлексия.
Ожидаемые результаты.
- Дети знают названия улиц города; отдельные исторические, культурные, архитектурные памятники; историю развития города.
- Имеют элементарные сведения об истории Красноярского края.
- Ориентируются по карте Красноярского края.
- Знают известных людей города и края.
- В соответствии с возрастом рассказывают о богатствах и природе Красноярского края.
Форма подведения итогов.
- В январе 2012 г. – викторина «За что я люблю свой город».
- В мае 201 2г. – комплексное занятие «Люблю тебя, мой край родной».
Диагностика (см. приложение 1).
Диагностика усвоения занятий детей по краеведению проводится два раза в год. В январе 2012 г. – диагностика усвоения знаний детей о городе; в мае 2012 г. – диагностика усвоения знаний детей о крае.
Приложение 1.
Критерии к диагностике усвоения знаний детей о родном городе.
- Моя улица.
- Мой адрес.
- Название улиц, микрорайонов города.
- Архитектура города (достопримечательности и общественные здания).
- Основные профессии взрослых, работающих в городе.
- Транспорт города.
- Символика города.
- Традиции жителей города (праздники, мероприятия, место проведения).
- Знаменитые земляки.
- Природное окружение.
- История становления города.
Критерии к диагностике усвоения знаний детей о крае.
1. Названия городов края.
2. Водоёмы края.
3. Животные и растительный мир края.
4. Известные люди края.
5. Архитектура Красноярска.
6. Символика Красноярского края.
7. Природное богатство края.
Таблица 2.
Диагностика усвоения знаний детей о городе (январь 2012 г.)
Количество детей – 12.
критерии
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
1.Мой город
|
60%
|
40%
|
0
|
2.Улицы города
|
33%
|
67%
|
0
|
3.История развития города
|
58%
|
17%
|
25%
|
4.Достопримечательности и общественные здания города
|
75%
|
25%
|
0
|
5. Природное окружение города
|
92%
|
8%
|
0
|
6.Профессии людей города
|
50%
|
42%
|
8%
|
7.Известные люди города
|
25%
|
58%
|
17%
|
8.Символика города
|
67%
|
25%
|
8%
|
Примечания к диагностике:
Низкий уровень – ребенок абсолютно ничего не может ответить;
Средний уровень – ребенок отвечает с помощью воспитателя;
Высокий уровень – ребенок вполне освещен в данном вопросе
Используемая литература
- «Маленькие россияне» - программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под редакцией Т.И. Оверчук.
- «С чего начинается Родина» - опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под редакцией Л.А.Кондрыкинской.
- «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» - методическое пособие Н.Г.Комратова, Л.Ф. Грибова.
- «Люби и знай родной свой край» - занятие по краеведению с дошкольниками.
- «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» - пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Под редакцией А.А. Остапца, Г.М. Абросимовой, М.Е. Трубачевой.
|