Муниципальное Казённое Дошкольное Учреждение
г. Бородино Красноярского края
детский сад « Улыбка»
воспитатель Гапенко Ольга Сергеевна
2016-2017 уч. г. г.
Проблема
Проведённый мониторинг уровня развития сенсомоторных навыков у детей 1 младшей группы «Дюймовочка» показал недостаточный уровень развития по всем показателям у большинства детей. В результате проведённого исследования возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение уровня сенсомоторного развития у детей раннего возраста.
Актуальность
Сенсомоторное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, нравственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития, от того, насколько хорошо ребёнок видит, слышит, осязает окружающее. В данном контексте проект по развитию сенсомоторных навыков является актуальным для детей группы «Дюймовочка» на 2016-2017 уч. г. г.
Известные отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Выготский, Д.Б. Эльконин утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). В качестве одного из методов сенсомоторного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. По мнению В. Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы непосредственно-образовательной деятельности; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. В проекте «Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей раннего возраста» подобрана система дидактических игр и упражнений, направленных на повышение сенсомоторного развития (цвет, форма, величина, мелкая моторика пальцев рук), разработаны игры, пособия для обогащения предметно-развивающей среды, запланирована работа с родителями по теме сенсомоторного развития детей раннего возраста.
За основу проекта выбрана программа ФГОС ДО, программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой а так же использованы технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», Л.А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
Цель проекта: формирование и развитие сенсомоторных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр.
Задачи:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
- Воспитывать познавательный интерес и любознательность.
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей раннего возраста.
- Оказать помощь родителям в изготовлении дидактических игр для развития сенсомоторных способностей детей.
Паспорт проекта
Продолжительность проекта: сентябрь-март 2016 уч. г. г.
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители
Содержание проекта:
1 этап - подготовительный (сентябрь-октябрь)
2 этап – практический (октябрь - февраль)
3 этап - заключительный (февраль)
Подготовительный этап:
1.Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсомоторному развитию детей раннего возраста в соответствии с ФГОС.
2.Проведение мониторинга.
3.Анализ полученных результатов.
4.Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Практический этап:
1.Непосредственно - образовательная деятельность.
2.Совместные игры с водой в центре «Песок-вода».
3.Дидакические игры:
- для зрительного восприятия,
-для развития мелкой моторики,
-игры с цветным конструктором лего крупного и мелкого размера,
-игры с матрёшками,
-игры с настольной и напольной мозаикой,
-настольно - печатные дидактические игры.
4. Самостоятельные игры.
5.Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
1.Консультация «Сенсомоторное развитие у детей раннего возраста».
2.Индивидуальные беседы о роли развивающих игр.
3.Наглядная информация: «Дидактическая игрушка в жизни ребёнка», «Значение сенсомоторного воспитания в познавательном развитии детей раннего возраста».
4.Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсомоторного развития детей.
Заключительный этап
1.Повторный мониторинг детей.
2. Проведение родительского собрания по итогам проекта.
3.Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете.
4.Фотовыставка «Познаём играя».
Результаты проекта у детей:
-созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр,
- научились играть в дидактические игры,
- вырос уровень сенсомоторного развития.
Результаты проекта у родителей:
- получили методические рекомендации по развитию у детей сенсомоторных способностей,
- научились создавать условия дома для дидактических игр и правильно подбирать их,
- проявляют интерес к дальнейшему развитию детей.
Список литературы:
- Программа ФГОС ДО.
- «Программа от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Выготский Л. С. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет»- М.: Просвещение 1995
- Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» - М.: Просвещение 1997
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» Ярославль «Академия развития» 1998
- Зворыгина Е.В. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.- М.: Просвещение 1995
|