Комплексно-тематическое планирование на неделю в старшей группе
Тема: Книжкина неделя
Возраст : 5-6 лет
Цель: Формирование у детей интереса к детской книге через разные виды деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами и назначением книг.
2. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
3. Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
Результат, продукт: Выставка «книжек-малышек», изготовленных совместно с родителями. Музыкально-театрализованный праздник «День рождения книги».
Итоговое мероприятие: Экскурсия с Незнайкой в детскую библиотеку.
Ответственные: Бутылина И.В., Куклина Е.И.
Мотивация: В гости пришел Незнайка и увидел в группе много книг: «Ребята, а для чего вам нужно столько книг?»
Сотрудничество с семьей (социальными партнерами): Консультация «Как правильно выбрать книгу для детского чтения»; анкетирование «Как обращается с книгой ваш ребенок?». Предложить родителям вместе с детьми придумать небольшую сказку и оформить ее в авторскую «книжку-малышку».
Содержание образовательной работы
Дата
|
Временные отрезки дня
|
Совместная деятельность взрослого и ребенка
|
Самостоятельная деятельность
|
Организация детских видов деятельности
|
Формы организации
|
Организация
развивающей среды
|
Понедельник
|
Утро
|
Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная
|
1. Беседа на тему «А у книжки именины!» (сообщение воспитателя о том, где и когда родилась «Неделя детской книги»).
2. Подвижные игра «Путаница».
|
Мультимедийное оборудование, ноутбук, книги, детские журналы, газеты, фотографии писателей, картотека игр по теме «Книжкина неделя», произведения зарубежных и отечественных писателей, иллюстрации к различным произведениям, коллекция книжек-малышек (рассматривание, обсуждение со сверстниками);
атрибуты для с/р игр, неоформленный материал, карандаши, краски, фломастеры, различная бумага (с/р игры, рассматривание, обсуждение, исследование, изобразительная деятельность);
настольные игры «Собери и угадай», «Исправь ошибку» (игры, обсуждение, рассматривание).
|
ОД
Познание (ознакомление с окружающим миром)
Рисование
Физкультура (на свежем воздухе)
|
Познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, изобразительная
Задачи:
1.Познакомить с историей периодических изданий.
2.Развивать монологическую и диалогическую речь.
3. Продолжать развивать полученные физические навыки, ловкость, общую выносливость.
4. Доставить радость от движения, общения.
|
1. Беседа о газетах и журналах. Рассматривание вместе с Незнайкой старых детских журналов («Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.), рассказы детей из собственного опыта о журналах, которые они читают, рассматривание газет.
2. Сюжетно-ролевая игра «Редакция» (Дети берут интервью друг у друга, обсуждают тему выпуска газеты или журнала, предлагают, какие статьи подошли бы к этой теме, вспоминают стихи на эту тему, рисуют обложку журнала).
3. Физкультурное развлечение «В гостях у Бармалея» (Появляется Бармалей. Спрашивает детей, из какой сказки он пришел. Предлагает посоревноваться в эстафетах).
|
Прогулка
|
Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная
|
Игра «Экологическое интервью, прогноз погоды» (Дети обследуют участок и территорию, рассказывая и показывая места, где люди плохо или хорошо поступают с объектами живой природы – мусор на участке, следы от хождения на клумбе, сломанные ветки – плохо, утеплены кустарники, клумба, сделана обрезка деревьев, есть кормушки для птиц – хорошо. Дети рассказывают о погоде, пытаются самостоятельно сделать прогноз погоды).
|
Вечер
|
Коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая
|
С/р игра «Издание газеты (журнала)» (дети коллективно или индивидуально (по желанию) «издают» периодическое издание на придуманную утром тему, рисуя иллюстрации, делая заметки).
|
Дата
|
Временные отрезки дня
|
Совместная деятельность взрослого и ребенка
|
Самостоятельная деятельность
|
Организация детских видов деятельности
|
Формы организации
|
Организация
развивающей среды
|
Вторник
|
Утро
|
коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная
|
1. Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу?»
2. Заучивание пословиц и поговорок о книге.
3. Игра малой подвижности «Зеркало» (развивать внимание, умение повторять движения точно).
|
Иллюстрации, плакаты, фотографии, книги- энциклопедии, буквари, азбуки, сказки,
мультимедийное оборудование, ноутбук, медиатека музыкальных произведений (песни на сказочную тематику, аудиозаписи сказок) (рассматривание, прослушивание, обсуждение со сверстниками);
картон, цветная бумага, шаблоны, ножницы, клей, кисточки для клея, образцы закладок, коробка, книги
(исследование, обсуждение, аппликация); конструктивные творческие игры с использованием полифункционального материала.
|
ОД
Познание (ФЭМП)
Музыка
|
Познавательная, коммуникативная, музыкальная (прослушивание и восприятие музыки), игровая
Задачи:
1.Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10.
2. Развивать логическое мышление.
3.Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
|
1. Решение занимательных задачек от героев сказок (в группу пришло письмо от разных героев с просьбой о помощи – помочь выполнить задания. Дети вместе с Незнайкой решают логические и занимательные задачки).
2.Игра «Разложи книги по порядку» (от самой маленькой до самой большой).
3.Игра «Прямой и обратный счет».
4.Слушание и пение песен на сказочную тематику (дети слушают знакомые песни и подпевают).
|
Прогулка
|
Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная
|
Путешествие по стране Сказок (дети, опираясь на карту-схему, передвигаются по стране Сказок и выполняют различные задания).
|
Вечер
ОД
Аппликация
|
Коммуникативная, познавательная, конструирование, продуктивная, изобразительная, игровая
Задачи:
1. Учить вырезать и склеивать из цветной бумаги детали для изготовления книжной закладки.
2. Формировать эстетические чувства.
|
1.Аппликация «Закладки для книг» (изготовление закладок из цветной бумаги и картона для читателей книг).
2.Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
|
Дата
|
Временные отрезки дня
|
Совместная деятельность взрослого и ребенка
|
Самостоятельная деятельность
|
Организация детских видов деятельности
|
Формы организации
|
Организация
развивающей среды
|
Среда
|
Утро
|
Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная
|
1.Эмоционально-речевая разминка «Пословицы» (дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно. Незнайка и воспитатель их слушают).
2.Игра малой подвижности «Мы не скажем, а покажем».
|
Коллекция мультфильмов, презентаций по теме, выставка книг, рисунков, иллюстраций, произведения зарубежных и отечественных писателей,
(рассматривание, обсуждение со сверстниками);
игры-драматизации, разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», д/и «Найди ошибку художника» (театрализация, рассматривание, обсуждение со сверстниками);
иллюстрации, книги, карандаши, краски, гуашь, фломастеры, различная бумага (рассматривание, обсуждение, изобразительная деятельность);
самоклеющаяся бумага, ножницы, бумага, клей, «заболевшие» книжки (рассматривание, обсуждение, продуктивная деятельность).
|
ОД
Развитие речи
Рисование
|
Познавательная, коммуникативная, продуктивная, изобразительная, игровая, двигательная
Задачи:
1. Развивать интерес к сказкам зарубежных писателей, уточнить знания детей о творчестве Г. Х. Андерсена.
2. Воспитывать чувство сопереживания героям сказок, эмоциональный отклик.
3. Развивать интерес к самостоятельной творческой (изобразительной) деятельности.
|
- «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена» (воспитатель напоминает, что «День детской книги» отмечают в день рождения писателя)
2. Физкультминутка «Герои сказок Андерсена».
3. Рисование «Мои любимые книжные герои» (дети рисуют своих любимых книжных героев. По окончании работы проводится игра «Какого героя я нарисовал(а)?» Дети по очереди описывают своего героя, слушающие должны отгадать, о каком герое идет речь. Затем рисунки выставляются на выставку).
|
Прогулка
|
Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная
|
1. Игры с мячом «Кто больше знает сказок» (если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча).
2. Рисование палочками на песке (земле) «Как выглядит библиотека» (рисование зданий).
|
Вечер
ОД
Физкультура
|
Коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, трудовая, продуктивная
Задачи:
1. Формировать двигательные умения и навыки, через имеющиеся у детей знания и представления о русских сказках.
2. Продолжать формировать представления о ЗОЖ.
|
1. Сказочно-спортивная эстафета (дети делятся на две команды и выполнят задания сказочных героев. В заключении мероприятия все получают витамины (яблоки) от доктора Айболита).
2. «Книжкина больница» (организовать ремонт книг, прививать бережное отношение к книге).
|
Дата
|
Временные отрезки дня
|
Совместная деятельность взрослого и ребенка
|
Самостоятельная деятельность
|
Организация детских видов деятельности
|
Формы организации
|
Организация
развивающей среды
|
Четверг
|
Утро
|
коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная
|
1. Словесная игра «Из какой сказки слово» (предложить детям и Незнайке отгадать названия и авторов по цитате (сказки С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А.С. Пушкина)).
2. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
|
Мультимедийное оборудование, ноутбук, медиатека музыкальных произведений (песни на сказочную тематику, аудиозаписи сказок),
книги, отличающиеся по содержанию, оформлению, направленности (рассматривание, прослушивание, обсуждение со сверстниками);
кусочки бересты, деревянные палочки, виды бумаги, штампы, чистые листы бумаги рассматривание, обсуждение, исследование, продуктивная деятельность);
конструктор, неоформленный материал для конструирования «Собираем книжную полку, шкаф» (рассматривание, обсуждение, конструирование).
|
ОД
Познание (исследование)
Музыка
|
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная, игровая
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги.
2. Формировать представления о появлении бумаги как достижении человечества.
3. Развивать мышление, фантазию, творческое воображение.
4. Развивать интерес и любовь к музыке, развивать чувство ритма.
|
1. «Путешествие в прошлое книги» (рассказ воспитателя детям и Незнайке о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок. Дети пробуют писать на пергаменте, бересте).
2. Игровое задание «Закорючки» (воспитатель рисует любую замысловатую линию; ребенок дорисовывает ее и говорит, на что похоже получившееся изображение).
3. Пение песни «Сказки гуляют по свету» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского), с имитацией движений по тексту.
|
Прогулка
|
Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная
|
1. Игра-ориентирование «Археологи» (дети становятся группой археологов, отправляются в путешествие, по карте ищут «старинные рукописи», спрятанные на участке, сами составляют схемы поиска различных предметов).
|
Вечер
|
Коммуникативная, познавательная, игровая, изобразительная
|
1. Дидактические игры «Раньше и сейчас», «Что сначала, что потом» (лото с изображением предметов окружающего мира – их внешний вид сегодня и несколько веков назад).
2. Творческая игра «Клинопись» (дети пишут друг другу и читают послания палочками на картонках, покрытых пластилином, придумывая символы и пытаясь их расшифровать).
|
Дата
|
Временные отрезки дня
|
Совместная деятельность взрослого и ребенка
|
Самостоятельная деятельность
|
Организация детских видов деятельности
|
Формы организации
|
Организация
развивающей среды
|
Пятница
|
Утро
|
коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая
|
1. Лото «Угадай, какая сказка».
- Физкультурная минутка «Сказки».
3. Игра «Рифмы» (дети придумывают рифмы к заданным словам, составляют двустишия и четверостишия).
|
Иллюстрации, плакаты, фотографии, книги- энциклопедии, буквари, азбуки, сказки,
книжки и игры маминого, бабушкиного детства, мультимедийное оборудование, ноутбук, медиатека музыкальных произведений (рассматривание, исследование, прослушивание, обсуждение со сверстниками);
д/и «Доскажи словечко»,
материалы для изготовления атрибутов к театрализованным играм по мотивам литературных произведений (игра, обсуждение, изобразительная, продуктивная деятельность).
|
ОД
Развитие речи
Физкультура
|
Познавательная, двигательная, коммуникативная, игровая
Задачи:
1. Развивать выразительность устной речи, совершенствовать мимику и пантомимику.
2. Поднять эмоциональный, мышечный тонус, активизировать двигательную активность.
|
1. Час поэзии «Калейдоскоп стихотворений» (конкурс на лучшее прочтение любимых стихотворений).
2. Занятие-тренировка «Мы не Емели, всё умеем» (упражнения построены на имитации трудовых действий).
3. Подвижная игра «Гуси-лебеди».
|
Прогулка
|
Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная
|
1. Ситуативная беседа «Откуда можно узнать что-то новое?» (развивать интерес к поиску новых знаний через книгу).
2. Хоровод «Каравай» для книжек.
|
Вечер
|
Коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная, игровая
|
1. «Ребятишкины книжки» - презентация рукописных книжек-малышек, изготовленных совместно с родителями.
2. Музыкально-театрализованный праздник «День рождение книги».
|
Литература:
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2014
3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2010
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2011
5. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
- Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. – М.: ВАКО, 2007
- Федина Н.В., Козий С.И. Путеводитель по праздникам. М.: Просвещение, 2013
|