Семинар «Дидактические игры по развитию речи»
Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста».
План проведения:
- Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
- Условия успешного речевого развития.
- Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть).
- Актуальность проблемы речевого развития детей
дошкольного возраста.
Речь – великая сила: она убеждает, обращает,принуждает.
Р. Эмерсон
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Результаты диагностики по развитию речи в нашем ДОУ:
Годы
|
Кол-во детей
|
Низкий уровень
|
Высокий уровень
|
2007 – 2008 уч. год
|
172 чел.
|
22 %
|
16 %
|
2008 – 2009 уч. год
|
148 чел.
|
17 %
|
16 %
|
Результаты диагностики нам показывают, что низкий уровень развития речи у дошкольников уменьшился не на много, а высокий уровень не увеличился.
Высоким уровнем речевого развития у детей подготовительной к школе группы считается, если дети:
- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;
- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умеют читать.
Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей? (высказываются педагоги)
Причины низкого уровня развития речи:
- Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи.
- Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
- Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
- Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
- При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы.
- Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
- Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание способствует успешному развитию.
Условия успешного речевого развития
- В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
Дидактические игры по развитию речи
(теоретическая и практическая часть).
Игра обязательно должна присутствовать в детском
коллективе. Детский коллектив не играющий не будет
детским коллективом… Воображение развивается
только в коллективе, обязательно играющем.
А.С. Макаренко
Мы видим, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Основные виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.);
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Структура дидактической игры:
- Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т.к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).
- Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).
- Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).
Методика организации дидактических игр имеет три направления:
- Подготовка
- Проведение.
- Анализ.
Задание: педагоги, работая в микрогруппах, должны определить этапы каждого направления (3 – 5 минут).
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Работая с детьми, вы накопили достаточный опыт в использовании дидактических игр, направленных на развитие речи. Сейчас вам предстоит этим опытом поделиться друг с другом.
Практическая часть: педагоги в микрогруппах определяют, какая из заранее приготовленных ими дидактических игр по развитию речи, будет представлена одним из них коллегам. Для этого они должны посовещаться в течение 3 – 5 минут.
Литература:
- Амонашвили Ш.А.Здравствуйте,дети!-М.,1988
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.,М.,Просвещение,1991.
- Венгер Л.А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка",М.,Просвещение,1988г.
- Голецыова О. "Игры в детском саду",М.,1966г.
- Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ», Р-на-Д., Феникс, 2008 г.
- Жуковская Р.И. "Игра и её педагогическое значение".-М.,1100%г.
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.-М.,1100%г.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика.-М.,2000г.
- Максаков А.И. Учите,играя.-М.-1981г.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.-М.,1982г.
- Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду.-М.,1982г.
- Столяр А. "Давайте поиграем",М.,Просвещение,1991г.
- Смоленцева А.А. "Сюжетно-дидактические игры с матеметическим содержанием",М.,Просвещение,1987г.
- Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи",М.,Просвещение,1988г.
- Эрма Дум "Цвет,форма,количество",М.,Просвещение,1984г.
|