Прекрасное не может быть познано,
Его необходимо чувствовать или создавать.
И.В. Гете
Во все времена, сегодняшнее не исключение, большую роль в развитии цивилизации играли творческие люди. Люди, умеющие фантазировать и воплощать свои фантазии в реальность, всегда востребованы в обществе. Известно, что детское творчество - явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества. Именно поэтому, для развития творческих способностей детей я организовала в ДОУ кружок по обучению технике изонити «Паутинка».
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована с детьми, начиная со старшей группы детского сада.
Я разработала авторскую программу по дополнительному образованию по технике изонити для дошкольников 6-7 лет. Программа направлена – на использование новых технологий по развитию творческих способностей у детей. Она включает в себя не только обучение повышению, но и создание индивидуальных коллективных работ.
Именно на занятии по технике изонити – у детей развивается любознательность к различным сферам бытия, миру людей, природы, предметному миру. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы и приобрести умения, осуществляя свою продуктивную деятельность.
У детей, занимающихся по данной программе, хорошо развита мелкая моторика пальцев рук, сенсорное восприятие, глазомер, память, внимание, логическое мышление, воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца), художественные способности и эстетический вкус.
Чтобы дети научились технике вышивания, поставила перед собой цель: художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники изонити, как художественного способа вышивания на картоне, самореализация детей в своем творчестве.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
- познакомить детей с новым художественным видом деятельности;
- обучать детей технике работы с изонитью;
- знакомить с основными понятиями и закрепить их в технике вышивания;
- научить детей владеть инструментами: иглой, нитью, шилом, трафаретами, простым и цветными карандашами;
- развивать у детей внимание, память, абстрактное мышление;
- развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, координацию движения рук под контролем глаз;
- развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности детей;
- воспитывать интерес к искусству «изонити»;
- формировать и совершенствовать трудовые навыки детей;
- совершенствовать объяснительную и доказательную речь детей.
Работу веду в кружке 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия 30 минут.
Разработала цикл занятий, который разделила на 2 раздела:
Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности, поэтому - начинаю занятия именно с изображений углов. Сначала учу детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов. Постепенно, когда навык выполнения углов, становится устойчивым, усложняю задания. Дети знакомятся с двумя смежными углами, тремя и четырьмя углами, имеющими одну общую вершину, осваивают выполнение этих углов в технике изонити. При этом расстояние между отверстиями на сторонах углов уменьшается до 0,5 см.
Дети должны хорошо усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонити, что количество отверстий на обеих сторонах углов, должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет.
На первом этапе постепенно подвожу детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно, для развития творческого мышления ребенка.
После того, как дети научились самостоятельно и безошибочно заполнять углы геометрических фигур пересечением и переплетением ниточного дизайна на цветном картоне, перехожу ко второму разделу – окружности.
Техника вышивания по кругу предлагает сначала знакомить детей с самыми простейшими изделиями это: «Мячи большие, маленькие», «Снежные комочки», «Воздушные шары» - круглой, овальной формы, «Солнышко лучистое» и т.д. Далее идет усложнение в работе: объединение отдельных частей геометрических фигур (острого, прямого, тупого угла и окружности - в общую композицию). «Птичка - невеличка», (о^^), «Одуванчики», (ооo^^), «Подсолнух», (о^^), «Мышонок», (^о^^). Также создаем сюжетные композиции: «Одуванчики на лугу», «Цыплята в траве», «Паруса, кораблики в море», сюжеты по сказкам: «Лис и мышонок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка».
Учу детей различать лицевую, изнаночную сторону изделия, чем они отличаются. Знакомлю их с хордой и ее длиной, направлением.
На занятиях широко применяю игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и т.д.. В процессе обучения использую методы:
- словесный (это художественное слово, рассказ, беседа);
- наглядный (показ образца, показ выполнения рисунка ниточного дизайна);
- практический (вышивание работ по схеме-образцу).
Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерны е особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом, помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Благодаря целенаправленному систематическому планированию занятий и продуктивной творческой деятельности к концу года дети умеют:
- самостоятельно наносить одинаковое количество отверстий по обеим сторонам данного изделия по шаблону, на глаз;
- вышивать изделия острого, прямого, тупого угла;
- работать с необходимыми инструментами в процессе продуктивной деятельности;
- выполнять узелок, заполнять закрепку, подобрать необходимый тон цветной нити для данного вида труда;
- знают и умеют выполнять ажурный рисунок ниточного дизайна угла и окружности (объединяя части в общую композицию);
- выполнить сюжетные композиции по разным сказкам;
- свободно общаться в группе, осуществляют взаимоподдержку, взаимопомощь.
Результаты нашей продуктивной творческой деятельности детей видны на стендах (оформление лестничных площадок в ДОУ, выставки детских работ, выполненных в технике ниточного дизайна ко Дню открытых дверей для воспитанников, коллег, родителей).
Диагностика результатов освоения программы на конец учебного года показала, что 80% детей усвоили программный материал с высоким уровнем, а 20% - со средним. При этом оценивались следующие умения детей:
I полугодие - умение сделать изделие, следя за показом педагога, слушая устные пояснения.
II полугодие - умение сделать несложные и сложные изделия самостоятельно по схеме – образцу.
Высокий уровень: ребенок выполняет работу самостоятельно; изделие отличается ярко выраженной индивидуальностью.
Средний уровень: ребенок делает работу с помощью взрослого; изделие соответствует общему уровню группы.
Низкий уровень: ребенок не может выполнить работу сам; изделие выполнено на недостаточном уровне.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что занятия в кружке «Паутинка» положительно влияют на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и мотивацию в достижении успеха.
Использовала в своей деятельности методическую литературу «Техника изонити для дошкольников» Н.Н. Гусарова, Санкт-Петербург «Детство-аресс» 2004 г.
|