Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека, в частности защита прав детей.
С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции человеческого общества. И начинать эту работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка самобытна, незакомплексованна. Основываясь на актуальности проблемы общества, с сентября 2011 года начала свою работу городская творческая группа (ГТГ) по гражданско-правовому воспитанию.
Методическая цель:
Цель нашего сегодняшнего мероприятия – представление педагогам ДОУ города методов и приемов по гражданско-правовому воспитанию старшего дошкольного возраста, используемые в нашей работе.
На первом заседании творческой группы (ТГ) была вычленена проблема, как формировать правовую компетентность у дошкольников на доступном понятийном уровне.
На протяжении трех лет мы работали по теме гражданско-правового воспитания детей старшего возраста через проектную деятельность, поставили перед собой цель – создание условий для формирования основ гражданско-правового сознания дошкольников через проектную деятельность.
За три года работы творческой группы мы изучили и подобрали методический материал по данной теме, разработали диагностику, подобрали и апробировали игры по данной теме, разработали и реализовали проекты на базе МК ДОУ «Улыбка»:
- «О правах – играя»;
- «Право на имя»;
- «Моя семья».
Перед реализацией проектов с детьми была проведена диагностика в форме беседы. С дошкольниками обсуждались следующие вопросы:
- знаете ли вы, что у каждого человека есть свои права и обязанности;
- что такое права и обязанности человека;
- какие права есть у человека.
Диагностика.
В ходе диагностики выяснилось, что дети не знают, что такое права и обязанности человека, не знают, как ими пользоваться (первая диаграмма - цифры).
Поэтому мы, педагоги творческой группы поставили перед собой задачи обеспечить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников.
После реализации проектов цифры значительно изменились:
- низкого уровня усвоения детьми правовых основ на доступном им понятийном уровне практически нет;
- преобладает с небольшим отрывом средний уровень (вторая диаграмма - цифры).
Перед реализацией проектов мы обозначили для детей проблемы. Дети совместно с родителями искали пути решения проблем.
Таким образом, участниками проектов были дети подготовительной группы «Буратино» МК ДОУ «Улыбка», воспитатели и родители группы.
В ходе реализации наших проектов формирование у детей правовых основ происходило в организованных видах деятельности: беседы, занятия, чтение художественной литературы, проведение словесных, дидактических игр, игровых упражнений.
Методы и приемы, используемые по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста:
- словесные (рассказы, беседы, художественное слово, вопросы репродуктивные и проблемные, повторения, пояснения, объяснения);
- практические (игры словесные, дидактические, игровые упражнения, творческие);
- наглядные (иллюстрированный материал);
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуаций, занимательности, анализ жизненной ситуации).
Представление проектов.
Проект «О правах - играя».
Цель – формирование у детей представления о себе, как о полноправных гражданах России, о положительных и отрицательных поступках.
Реализуя проект, мы знакомили детей с основными правами человека, доступными сознанию дошкольников:
- право на жизнь;
- право на имя;
- право на семью, любовь, заботу близких;
- право на образование;
- право на отдых;
- право на труд;
- право на медицинское обслуживание.
Перед реализацией проекта было предложено детям узнать, что такое права и обязанности человека (домашнее задание). Дети искали ответы, беседуя с родителями, читая и разбирая художественную литературу дома и в детском саду, пользуясь интернетом. В итоге дети совместно с родителями изготовили книжки-малышки по правам и обязанностям в семьях воспитанников.
Вашему вниманию представлены некоторые мероприятия, которые были проведены:
- игры «Я имею право», «Собери портфель» и т.д.;
- выставка детских рисунков на тему «Счастливое детство»;
- создание фотоальбома «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»;
- непосредственно-образовательная деятельность (НОД) на тему «Граммоте учиться – всегда пригодиться», «Страна, в которой мы живем»;
- беседы на темы «Жизнь дана на добрые дела», «Что я знаю о своем здоровье», «Мое свободное время», «Мой родной детский сад» и другие;
- дискуссия с родителями на тему «Защита прав детей».
Помимо вышеперечисленного в группе было уделено большое внимание предметно-пространственной развивающей среде:
- подбор художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, пословицы);
- настольный театр по сказкам;
- настольно-развивающие, дидактические игры;
- атрибуты сюжетно-ролевых игр «Больница», «Дом», «Школа», «Магазин».
Проект «Право на имя».
Цель – формирование элементарного представления о праве на имя.
Перед реализацией проекта было предложено детям ответить на вопросы: «Тебе нравится твое имя?», «Хотел ли ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?».
В основном дети были довольны своими именами. Детям было дано домашнее задание, узнать, как появилось имя, его значение. Решая эту задачу, дети с родителями искали ответы в специальной литературе, интернете.
В итоге дети представили свое имя в форме цветка, где каждый лепесток – буква, которая обозначала качество человека. Например, МАРИЯ: М – милая, А – аккуратная, Р – радостная, И – искренняя, Я – яркая.
В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
- акция «Представь имя» (дети рисовали, лепили, выкладывали из букв свое имя);
- НОД на тему «О людях, прославивших свое имя»;
- беседы «Ты скажи мне, как тебя зовут», «Как растет твое имя»;
- словесные игры, игровые упражнения «Назови ласково», «Угадай по голосу».
Проект «Моя семья».
Цель – формирование у детей представлений о семье, о правах и обязанностях членов семьи.
Перед реализацией проекта было предложено детям узнать, сколько человек в его семье, каковы обязанности членов семьи, нарисовать совместно с родителями свою семью (подготовка к выставке «Моя семья»).
Рисунки были разные: кто-то рисовал только маму или папу, бабушку и дедушку, кто-то и домашних животных. Затем была оформлена выставка «Моя семья».
В ходе реализации проекта были проедены следующие мероприятия:
- выпуск стенгазеты «Вместе дружная семья»;
- спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- создание семейного альбома «Моя семья»;
- НОД на тему «Мой дом, моя семья»;
- игры «Настроение моих родных», «Помоги взрослым».
Итоговым мероприятием проектов стало инсценировка сказки «Царевна-лягушка».
|