Главная | Мой профиль | Выход | RSSПятница, 29.03.2024, 12:42

УЛЫБКА

Приветствую Вас Гость

МЕНЮ САЙТА
НОВОСТИ САЙТА
Методические материалы [27]
Мастер-классы [6]
Авторские статьи [0]
Наглядные пособия [6]
Шаблоны [0]
Разное [2]
Презентации [4]
НАШ ПРОФСОЮЗ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сообщество педагогов Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Размещение материалов

Главная » Файлы » Материалы пользователей » Методические материалы

Семинар "МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА"
[ Скачать с сервера (3.33 Mb) ] 28.01.2016, 19:17

 

1 слайд

Опорно-двигательная система (костная и мышечная)

Опорно-двигательная представлена костно-мышечным аппаратом. От их старения, соотношения зависит форма человеческого тела.

2 слайд

Костно-мышечный аппарат выполняет следующие функции.

1. Защита жизненно-важных органов: в черепной коробке-головной мозг, в позвоночнике-спинной мозг. Ребра, образуя жёсткий, но в тоже время эластичный корсет, защищают сердце и лёгкие, а в нижней части-почки и пищеварительную систему. Кости таза вместе с позвоночником защищают мочеполовую систему.

2. Обеспечивает прямостояния, нашей осанки. С раннего детства человек повторяет весь процесс эволюции-ползает, ковыляет, ходит, бегает. Хождение на двух ногах даёт человеческому роду преимущество перед всеми живыми существами по познанию окружающего мира.

3. Двигательная. Кости и мыщцы в отдельности не могут существовать. При отсутствии мышц- это просто неподвижный скелет. При нарушениях в скелете плохо работают мышцы.

4. Опора для внутренних органов. Все наши органы прикрепляются на скелете с помощью сухожилий. Позвоночник-основа скелета-выдерживает огромные нагрузки, преодолевая силу тяжести.

Костно-мышечный аппарат формируют две ткани: костная и мышечная.

3 слайд

Костная система.

Все кости, в том числе и плоские, состоят из пористой ткани, сверху она покрыта твёрдым материалом, придающим костям нужную форму и обеспечивающим прочность. Кости на 90% состоят из кальция, а на 10% из фосфора, магния, марганца, цинка, алюминия кремния, фтора и других микроэлементов. Всего их до 30. Кроме них в костях есть вода, до 30% (у взрослых). Если человеческому организму не хватает каких-либо минералов, он забирает их из костей. Это своеобразное депо минералов. Вот почему в период беременности у женщин запас минералов уменьшается и их кости становятся хрупкими.

Хрящи-это предшественники костей в формировании скелета,а некоторые из них являются частью скелетной системы, выполняя роль амортизатора.

Скелет нормального взрослого человека состоит из 260 костей. Роль главной опоры выполняет позвоночник, состоящий из 26 позвонков. Он имеет изогнутую форму, что обеспечивает гибкость, устойчивость, равновесие. К позвоночнику прикрепляются все кости скелета. Кости соединены между собой как неподвижным способом (кости черепа), так и подвижным. Узел, в котором соединяются 2 кости, называется суставом. Самый широкий диапазон движений обеспечивают суставы конечностей. Природной смазкой для всех движущихся суставов является вещество, называемое синовиальной жидкостью, находящейся в специальной оболочке. Этой смазки хватает на всю жизнь. Но при неправильном питании её состав может меняться. Например, при жёсткой воде начинается отложение солей в суставах. Неподвижные суставы теряют эту жидкость, в них откладываются соли, причиняющие боль. Нужно постоянно поддерживать состояние суставов в рабочем состоянии.

4 слайд

 

Старческая осанка, походка могут быть и у молодого человека, если суставы у него не в порядке.

Пытаясь избежать боли, человек перестаёт пользоваться этим суставом и усугубляет положение. Портится осанка, происходят нарушения в работе внутренних органов.

5 слайд

 

Для поддержания суставов в рабочем состоянии можно выполнять комплекс упражнений для суставов.

  6 слайд

 

        МЫШЕЧНАЯ  СИСТЕМА.

     Мышечная ткань делится на гладкую,   выстилающую наши  внутренние органы и поперечно - полосатую или скелетные мышцы, которых в нашем теле около 600.

       Мышцы – это орган активного и непосредственного взаимодействия живых существ (человека) с окружающим миром.

       Мышца состоит из волокон, которые легко отделяются друг от друга и состоят из тонких сократительных нитей, называемых миофибриллами. Диаметр волокон от 10 до 100 микронов, а длина может достигать полуметра. Даже сегодня не всё ещё ясно в строении  и функции мышц. Знаменитый физик П.К.Капица писал: «Природа преобразует химическую энергию в мускульную, но мы пока не знаем, как это происходит.»

         Волокна мышц пронизаны кровеносными капиллярами. При физических нагрузках их число  увеличивается. Они-то и придают цвет мышцам: розоватый у молодого организма и темный у старого. При физических  нагрузках сильней идут окислительные процессы, вырабатывается пигмент мышц – миоглобин. Те части тела, которые испытывают большую нагрузку, имеют  мышцы тёмного цвета. Сравните грудину и ноги у кур. Киты, ныряющие на большие глубины, имеют почти чёрные мышцы. В мышцах находится большое количество нервных окончаний, причём их больше в мышцах конечностей и меньше в мышцах туловища.

         Мышцы крепятся к костям с помощью сухожилий и связок (соединительная ткань без кровеносных сосудов). Сухожилия менее растяжимые, они нужны для пассивной тяги, а связки более эластичны.

          В зависимости от функции мышцы делятся на сгибатели и разгибатели. У человека, особенно  в детском и старческом  возрасте, лучше развиты  мышцы сгибатели. При боли, холоде человек инстинктивно съёживается, как бы уменьшается. Отсюда и нарушения в осанке. Если мышцы слабые, то больше будут работать  мышцы сгибатели.

            У всех физически здоровых людей бесчисленное множество  движений. С помощью движений мы выражаем то, что происходит с нами, наше состояние, наши мысли и желания. Овладения сложными движениями, мы перестраиваем не только двигательный аппарат, но и работу головного мозга.

7 слайд

 

Комплексов для развития опорно – двигательного аппарата много. Ниже приведены их разновидности.

1.Общеразвивающие упражнения для разных групп мышц. При их выполнении учитываются исходное положение, дозировка. Они развивают основные движения, обеспечивая активный двигательный режим.

2.Скрытая гимнастика. Выполняется через произвольное напряжение мышц. Снимает нервное  возбуждение, повышает общий тонус организма  ( см. приложение № 4).

3.Танцетерапия. Выполнение движений под музыку (аэробика, танцы, хороводы).

4.Эвритмия. Это сочетание движений, зрения, слуха, тактильных и осязательных ощущений. Происходит гармонизация деятельности всех наших органов чувств.

5.Вибротерапия. Гармонизация ритма всех частей тела с помощью мелких движений. Тело как бы вибрирует. Помогает избавиться от многих нервно – соматических болезней.

6.Статическая гимнастика «Стрейтч». Удерживание разных поз. Одни мышцы при этом напрягаются, другие расслабляются. Поза удерживается в течение 30-40 секунд ( см. приложение № 5).

7.Массаж (пассивная гимнастика).

Физическое воздействие на ткани и органы организма, оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие, ускоряет кровообращение в крупных сосудах, расширяет капилляры, снимает утомление, уменьшает болевые ощущения, очищает организм от токсинов.

  8 слайд

     

 Костно – мышечная система растущего организма ребёнка имеет ряд особенностей. Скелет ребёнка  дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность  его дальнейшего роста. Но мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок могут изменить форму, что ведёт к нарушению осанки. 9 слайд

 

 

           В дошкольный период детства происходит изменение формы черепа – увеличивается его лицевая часть. Продолжается процесс окостенения кисти руки, который завершается к 13 годам. Устанавливается шейная и грудная кривизна позвоночника. Но в положении лёжа изгибы сглаживаются. Сращение костей таза не закончено. При прыжках с высоты может произойти  смещение их и последующее неправильное сращение. Это особенно  неблагоприятно для девочек.

            Крупные группы мышц у дошкольников достаточно  развиты. Вместе с тем мелкие мышцы (кисти рук, мимические) развиты ещё плохо. Детям трудно даются мелкие движения. В мышцах ребёнка много воды, сила рук небольшая. Объём мышечных волокон заметно увеличивается  лишь к 5 годам. Но изменяются не все мышцы одинаково. Например, мышцы живота слабее, чем спины.  Мышцы – сгибатели развиты лучше, чем разгибатели. Это определяет особенности позы ребёнка: голова слегка опущена,  живот  выпячен, ноги согнуты в коленях.

             Мышечная выносливость у дошкольников низкая.  Мышцы ребёнка не выносят силовых напряжений.  Однако под влиянием эмоционального состояния ребёнок может проявить большую силу, несвойственную ему. Нередко это  отрицательно  сказывается на сердечно – сосудистой системе.

10 слайд

 

Поэтому физические нагрузки у детей  должны быть дозированными. Мышцы ребёнка  устают при длительных однообразных движениях или  статических позах, когда мышца долгое время напряжена. Расслабляясь, мышца не удерживает скелет в нужном положении. Детям подолгу нельзя сидеть на мебели,  не подходящей по  росту, с болтающимися ногами, висеть на руках.

11 слайд

 

            Мышцы ребёнка работают часто в разных ритмах, поэтому движения ребёнка бывают нескоординированными. Показателем развития опорно – двигательного аппарата является овладение основными движениями и физическими качествами.

12 слайд

Как состояние мышц влияет на психику

          Итак, таинственные «мышцы»! Таинственные потому, что и до сих пор еще ученым не все до конца ясно в их существе. Многие удивительные свойства мышц ждут своего открытия. Но многое уже известно... 

           «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение». Без участия мышц человеком не совершается ни одного, пусть даже самого тонкого, движения, не делается ни одного величайшего открытия...

          Удивительные свойства мышц очень многообразны и порой неожиданны. Достаточно обратиться к спортивным рекордам, неизменно опровергающим многочисленные попытки установить «пределы возможностей» человека. Разве не удивительно то, что мышцы постоянно (даже в покое) оказывают влияние на психику, на эмоциональное состояние человека. И еще более удивительным является то, что человек сам, произвольно изменяя напряжение мышц, может управлять своим настроением, вызывать сон или, наоборот, состояние бодрости, готовности к активным действиям и даже влиять на деятельность некоторых внутренних органов, на восстановление работоспособности после трудового дня или тренировки. Такая взаимосвязь мышц и психики лежит в основе, так называемой психорегулирующей или аутогенной тренировки.

          Еще сравнительно недавно большинство из нас даже не задумывалось над тем, зависит ли умственное развитие человека от физического. Наукой доказано, что мышечная деятельность, оказывая тренирующее влияние на головной мозг, развивает тем самым умственные способности человека. Это особенно важно учитывать в воспитании детей.

          И, наконец, еще одна очень важная забота лежит на наших мышцах: утолять «мышечный голод» — это неизбежное следствие технического прогресса. Малоподвижный образ жизни (гиподинамия) современного человека в последние годы стал одной из главных проблем, волнующих медицину. Коварство гиподинамии состоит в том, что ее вредное влияние на организм не проявляется сразу, а накапливается постепенно, усыпляя этим «бдительность» человека. Часто последствия ее отчетливо проявляются тогда, когда уже в организме, и в первую очередь в сердечно-сосудистой системе, произошли болезненные, порой необратимые процессы, обрекающие человека на длительное лечение. Выход из этого положения только один — активная и систематическая мышечная деятельность, то есть занятия физкультурой или спортом.

          Информация о влиянии движений на физическое и психическое здоровье человека размещена в уголке здоровья.

          Позвольте познакомить вас с простыми упражнениями, одинаково подходящими для детей и взрослых, и позволяющими снять мышечное напряжение, то есть расслабиться.

13 слайд

          Упр. «Лимон». Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки).

          Упр. «Котята». Представьте, что вы - ленивые пушистые коты и кошечки. Вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад, как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растет. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление! Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.                        

          Упр. «Черепашки». А теперь представьте, что вы - маленькие черепашки. Вы идите на камушке, на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, на солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову под панцирь. Но наконец опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала, и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем, когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните головку, поднимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один миллиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втягивайте головку сильнее. Прочувствуйте, как напряглись ваши плечи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть вашу головку. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.                                                                           

          Упр. «Слоненок». Ого! К нам приближается симпатичный маленький слоненок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот сейчас наступит на ваш живот, не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону. Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твердым, напрягите все мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону... теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Насколько так лучше, правда?.. Но вот слоненок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот. Сильнее. Если слоненок наступит на твердый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Уф, опять он свернул, можно расслабиться. Успокойтесь, улягтесь поудобнее, расслабьтесь. Замечаете разницу между напряженным и расслабленным животом? Как это хорошо, когда ваш живот расслаблен. Но вот слоненок перестал крутиться и направился прямо на вас! Сейчас точно наступит! Напрягите живот как можно сильнее. Вот он уже заносит над вами ногу, сейчас наступит!.. Фу, он перешагнул через вас и уже уходит отсюда. Можно расслабиться. Все хорошо, вы расслабились и чувствуете себя хорошо и спокойно.

          Упр. «Заборчик». А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот, постарайтесь, чтобы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, еще тоньше, ведь вам очень нужно пробраться через забор. А теперь передохните, уже не надо утоньшаться. Расслабьтесь и почувствуйте, как живот "распускается", становится теплым. Но вот пора опять пробираться через забор. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненьким, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая... Ну все, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете. Вы все сделали замечательно.

          Упр. «Лужа». А теперь представьте, что вы стоите босиком в большой луже с илистым дном. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Постарайтесь достать до самого дна, где ил кончается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся... Не правда ли, какое это приятное чувство?.. Опять шагните в лужу. Вдавливайте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Все сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Расслабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло. Все, напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах легкое приятное покалывание. Чувствуете, как по ним разливается тепло.                    

          Заключение. Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул "распускается". В течение всего дня вспоминайте, насколько приятно это ощущение расслабленности. Иногда, конечно, необходимо себя чуть-чуть напрягать, прежде чем расслабиться, - мы с вами только что так поступали в упражнениях. Кстати, пытайтесь повторять эти упражнения самостоятельно, при этом учитесь все больше и больше расслабляться. Лучше всего, конечно, это делать вечером, когда вы уже легли в постель, свет уже потушен и вас никто не собирается больше беспокоить. Это поможет вам и быстрее уснуть.... Сегодня выдался хороший день, и сейчас, отдохнувшие и расслабленные, вы сможете вернуться к обычным делам. 

Категория: Методические материалы | Добавил: Улыбка
Просмотров: 408 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
НАШИ ГРУППЫ
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ

Copyright MyCorp © 2024